пятница, 20 марта 2009 г.

Экономический крокодил

В качестве иллюстрации абсурдности экономического обоснования жизненных событий Нассим Талеб вспоминает рассказ Достоевского «Крокодил» (в оригинале — «Необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже», рассказ не был закончен из-за того, что журнал «Эпоха», где в 1865 г. была напечатана его первая часть, закрылся). «Достоевский высмеивает экономистов, чья идея прогресса заключается в зарабатывании денег, и я с ним солидарен», — говорит Талеб.

Иван Матвеич, «господин известных лет и известной наружности», придя с женой и другом в петербургский Пассаж, где приезжий немец за 25 коп. показывал крокодила, был этим крокодилом проглочен. Не пострадав физически, он устроился внутри крокодила и сначала послал друга за советом к сослуживцу Тимофею Семенычу, а потом и вовсе решил не вылезать, сочтя себя новым Диогеном. (Отрывки печатаются с сокращениями по Собранию сочинений в 10 томах, М., Художественная литература, 1957.)

— Я не дам ковыряйт крокодиль, — вскричал немец. — Теперь публикум будет ошень больше ходиль, а я буду фуфциг (50) копеек просиль…
— Экономический принцип прежде всего, — спокойно заметил Иван Матвеич [изнутри крокодила]. — …Без экономического вознаграждения трудно в наш век торгового кризиса даром вспороть брюхо крокодилово, а между тем представляется неизбежный вопрос: что возьмет хозяин за своего крокодила? а с ним и другой: кто заплатит? ибо ты знаешь, я средств не имею…
— Я не продавайт крокодиль, я три тысячи продавайт крокодиль, я четыре тысячи продавайт крокодиль! Теперь публикум будет много ходиль. Я пять тысяч продавайт крокодиль!

— Сами же мы вот хлопочем о привлечении иностранных капиталов в отечество, — сказал Тимофей Семеныч, — а вот посудите: едва только капитал привлеченного крокодильщика удвоился через Ивана Матвеича, а мы, чем бы протежировать иностранного собственника, напротив, стараемся самому-то основному капиталу брюхо вспороть… По-моему, Иван Матвеич, как истинный сын отечества, должен еще радоваться и гордиться тем, что собою ценность иностранного крокодила удвоил, а пожалуй, еще и утроил. Это для привлечения надобно-с. Удастся одному, смотришь, и другой с крокодилом приедет, а третий уж двух и трех зараз привезет, а около них капиталы группируются. Вот и буржуазия. Надобно поощрять-с.

— Нет! — отвечал Иван Матвеич резко на мое замечание, — ибо, весь проникнут великими идеями, только теперь могу на досуге мечтать об улучшении судьбы всего человечества. Из крокодила выйдет теперь правда и свет. Несомненно изобрету новую собственную теорию новых экономических отношений и буду гордиться ею — чего доселе не мог за недосугом по службе и в пошлых развлечениях света.

«Приезжает в столицу иностранец-собственник и привозит с собой крокодила, которого и начинает показывать в Пассаже публике. Мы тотчас же поспешили приветствовать новую отрасль полезной промышленности, которой вообще недостает нашему сильному и разнообразному отечеству».

Комментариев нет:

Отправить комментарий